Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и условием их интеграции в общество. Целью профессионального образования молодежи с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для получения профессиональной подготовки и профессионального образования с учетом требований рынка труда и перспектив развития профессий, которые могут быть ими освоены, а также создание необходимых условий развития, социальной адаптации и интеграции в общественную инфраструктуру.
В числе обучающихся колледжа маломобильных инвалидов и лиц с ОВЗ, у которых наблюдаются тяжёлые функциональные нарушения и требуются специальные условия пребывания, нет. Приём на обучение осуществляется в соответствии с действующим законодательством и локальными актами колледжа.
Важнейшим требованием к организации обучения является отбор средств обучения, обеспечивающих эффективность преподавания с учётом особенностей восприятия материала студентами с ОВЗ:
- применение пассивных средств обучения:
• аудиовизуальные средства, компьютеры;
• учебные пособия, словари, справочники, специальная литература;
• практические наглядные пособия (таблицы, плакаты, модели);
- применение активных средств обучения (алгоритмы);
- применение интерактивных средств обучения (электронные лекции, презентации, интерактивная доска SMART и др.).
Для организации самостоятельной подготовки обучающихся с ОВЗ организованы рабочие места в библиотеке колледжа, оборудованные компьютерами с выходом в Интернет. Библиотека колледжа располагает необходимой учебной, справочной, дополнительной литературой для использования при освоении образовательных программ, электронными образовательными ресурсами (электронная библиотека).
В колледже функционируют компьютерные классы. Для лиц с нарушением зрения и слуха использование электронных образовательных ресурсов, в том числе с помощью гарнитуры позволяет прочитать и прослушать учебный и иной дополнительный материал, увеличив видимость содержимого страницы в несколько раз, увеличив звучание до комфортного уровня восприятия.
Особое внимание уделяется повышению доступности и качества образования через внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Уровень материально-технического обеспечения образовательного процесса позволяет организовать обучение через систему Zoom, облачные сервисы Mail, Yandex, Googl и др.
Использование вышеперечисленных ресурсов и средств является достаточным как для коллективного, так и для индивидуального пользования.
Практика является одной из составляющих подготовки обучающихся по специальностям и рабочим профессиям. Практика проходит на предприятиях социальных партнеров колледжа, где теоретические знания студенты дополняют практическими навыками.
В колледже созданы условия для организации питания студентов. На первом этаже основного корпуса оборудован буфет на 25 посадочных мест, где представлен ассортимент горячих блюд, напитков, кулинарных изделий и др. Буфет работает в течение дня, доступ студентов не ограничен. В обеденном зале созданы безопасные условия пребывания. Зал оснащён столами, размещёнными на достаточном для свободного прохода расстоянии друг от друга и стульями, имеющими простую устойчивую конструкцию. Покрытие пола в помещении обеденного зала прочное, твердое, исключающее скольжение. Освещение зала достаточное для комфортного пребывания и приёма пищи в нём.
Для организации спортивных учебно-тренировочных занятий в колледже имеется спортивный зал. Колледж располагает достаточным спортивным инвентарём для организации занятий, в том числе для индивидуальной работы с обучающимися с ОВЗ.
Обеспечение доступной (безбарьерной) среды- одна из приоритетных задач, которая решается поэтапно, исходя из финансовых возможностей. Здание колледжа относится к разряду объектов старой постройки, построено без учета требований создания универсальной безбарьерной среды. Поэтому основные мероприятия по организации необходимых условий для маломобильных категорий граждан направлены на адаптацию и дооборудование действующих зданий и территории колледжа. В образовательном учреждении выполнен ряд мероприятий:
- для приспособления входной группы для маломобильных категорий инвалидов оборудован пандусный съезд; поверхность пандуса твёрдая, исключает скольжение;
- наружная лестница входной группы основного корпуса оборудована поручнями;
- оба учебных корпуса и общежитие колледжа оснащены системами противопожарной сигнализации и голосового оповещения;
- подъездные пути обеспечивают возможность въезда на территорию колледжа специального транспорта и инвалидных колясок;
- территория образовательного учреждения соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных граждан по участку;
- в холле первого этажа предусмотрены места отдыха и ожидания;
- официальный сайт колледжа адаптирован с учетом потребностей инвалидов по зрению версией для слабовидящих;
- оснащение образовательного учреждения современным учебным, компьютерным оборудованием для создания универсальной безбарьерной среды позволяет обеспечить полноценную интеграцию инвалидов и лиц с ОВЗ с коллективом, обществом;
- визуальная система информации для лиц с ослабленным зрением представлена в виде электронного экрана, расположенного в холле первого этажа основного корпуса, с помощью которого дублируется информация (расписание, объявления и др.) в увеличенном виде;
- все учебные помещения, коридоры, места общего пользования, иные помещения оборудованы искусственным освещением достаточной мощности;
Таким образом на данный момент, с учётом имеющихся обучающихся с ОВЗ, колледж располагает полноценной средой, позволяющей данной категории студентов наравне с общим контингентом обучающихся получить образование в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения. Имеющиеся условия предоставляют возможность полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод обучающихся с ОВЗ в общей среде колледжа.
Разработанные адаптированные образовательные программы ГБП ОУ Тверской технологический колледж:
Адаптивная физическая культура